Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» Направление №2 «Музейное волонтёрство»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №1186 г. Москвы имени Мусы Джалиля»

Музей «Галерея культуры мира»


Городской конкурс
«Школьный музей: новые возможности»
Направление
«Музейное волонтёрство»

Педагог-организатор Р.Х.Камаева
Ноябрь 2019 г

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".

Д.С.Лихачёв

Наш небольшой музей "Галерея культуры мира" расположен на четвёртом этаже нашей тёплой и уютной школы №1186 имени Мусы Джалиля. Здесь обучаются дети - представители 38 национальностей, прекрасно чувствуя себя в уютных стенах школы. О нашем музее, я постаралась рассказать с помощью презентации по первому направлению "Музейные впечатления".

Второе направление - "Волонтеры в музеях". Мне показалось, что особо говорить нечего. А потом задумалась - почему нет?

Очень много трактовок слова "волонтёрство", но мне нравится определение С.И.Ожегова - "то же, что и доброволец" - кратко, чётко. А доброволец - по Ожегову же - тот, "кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу".

Итак, как же обстоит у нас с добровольной помощью музею "Галерея культуры мира? Ведь не стоит музей на месте, развивается, пополняется. Тот, кто приносит в музей новый экспонат сам добровольно, без чьей-либо просьбы, - он разве не достоин звучного названия "Волонтёр музея"?

Хочу рассказать о некоторых из них.

Летом 2018 года, во время моего отпуска (я находилась в Нижегородской области), позвонила мне женщина и спросила, может ли она предложить для нашего музея красивую деревянную люльку для малыша. Конечно же, я обрадовалась. Это было первое, самое "добровольное " предложение. Спросила, в каком состоянии предмет. Оказалось, в хорошем, со всеми постельными принадлежностями для малыша. Анастасия Валерьевна Мамай, многодетная мама, заверила, что всё почистит, постирает, чтобы я не сомневалась в чистоте предмета и тканевых приложений к нему. Я поблагодарила Анастасию Валерьевну и сказала, что она может предмет принести в нашу школу и передать охраннику. В свою очередь, позвонила в школу и попросила тщательно проверить новый экспонат на безопасность. Вот она, деревянная люлька, которая, вырастив малыша, оказалась без надобности, и как здорово, что женщине пришла в голову такая замечательная идея - передать вещь школьному музею.

Тем же летом Наиль Юсипов из Нижегородской области, находясь в доме своих предков, который уже изменился до неузнаваемости, нашёл среди старых вещей амбарный ключ и решил его предложить нашему музею. Ключ самодельный, работа местного кузнеца. Подделать такой ключ невозможно. Были времена, когда жители деревни надеялись только на себя: растили и пекли хлеб, выращивали своих животных для мяса, двор был полон кур и гусей... Вот тогда и кузнецы славные были, мастера своего дела. Замки и ключи мастерили такими, что ни один вор не мог мечтать что-либо украсть... Дети, после того, как узнают, сколько умений и сил нужно было кузнецу для изготовления этого ключа, непременно хотят подержать его в руках. Взрослые посетители задумываются: ведь, возможно, через столетья мы видим результат труда деревенского кузнеца, профессия которого была уважаемой, - ведь без кузнеца не обходилось ни одно селение...

В начале прошлого учебного года А. А. Кармеев, учитель обществоведения нашей школы, сделал подарок нашему музею, выставив свою коллекцию из 150 кружек из разных стран. Он же в течение учебного года и знакомил со своей коллекцией школьников и гостей музея. Начинал свой рассказ с сувениров из стран Скандинавии, - именно оттуда он привёз первые кружки и стал их коллекционировать. Позже его друзья привозили сувенирные кружки из мест отдыха и деловых поездок. А друзей у Амбяра Арифулловича много. Школьники и взрослые посетители увлечённо путешествуют в ближние и дальние страны, куда их увлекает учитель с помощью своих выразительных красочных рассказов, после которых хочется увидеть мир, к тому же параллельно Амбяр Арифуллович показывает флаги тех стран, в которых "очутились" присутствующие, многим предоставляя неожиданные новые знания. В этом учебном году, не имея больших площадей для постоянного обозрения коллекции, решили оставить её часть, отражающую символику и культуру народов Российской Федерации. Остальная часть вернулась "домой".

В конце прошлого учебного года в школе проходила неделя национальных культур. Ежедневно в течение недели после учебного дня проходили интересные мероприятия. Родители и дети с удовольствием в них участвовали. На сцене актового зала звучали песни, стихи, показывались танцы народов мира. А в последний день мероприятия в Галерее культуры мира дети с родителями презентовали национальные блюда. После окончания праздника к нам подошла Майрам Турсуновна Умарова, по национальности узбечка, поблагодарила за то, что в нашей школе так трепетно относятся к культуре любого народа, и подарила музею узбекское национальное женское платье, которое сейчас является одним из украшений нашего музея.

Недавно в музее появилась коллекция национальных костюмов народов Советского Союза под названием "Пятнадцать республик - пятнадцать сестёр". Она выполнена талантливыми руками художника Суфии Хабибуллиной. Дети и взрослые подолгу стоят у этой экспозиции, разыскивая костюм своей национальности, расстраиваются, не находя его. Очень трогает эта экспозиция пожилых людей, бабушек и дедушек. Им приятно, что здесь можно увидеть часть истории их жизни, которую они сами прошли и с сожалением переживают о невозвратных потерях.

Известно, что в культуре разных стран присутствуют образы животных. Часто это наблюдается в символике стран, флаги и гербы которых содержат изображение того или иного животного. На одежде тоже можно увидеть элементы из животного мира. Коллекция Марата, ученика 3 класса, из фигур животных разных континентов, его рюкзаки в виде животных позволили оформить экспозицию на тему "Образы животных в культуре мира". Рядом с ней любят находиться школьники младших классов. Им разрешается брать их в руки, погладить, дать клички. После одной из экскурсий девочка - второклассница принесла свою игрушечную собачку. Ей разрешили поставить её на полку рядом с "нашими", "на постоянное место жительства".

Таким образом, в период моей работы в музее "Галерея культуры мира" появилось около 100 новых предметов, которые нам очень пригодились.

Да. Это не затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Но, благодаря наглядному материалу, полученную от неравнодушных людей, впоследствии ставших друзьями нашего музея и нашей школы, мы можем воспитать в наших детях доброту и щедрость души, стремление сохранить наши добрые традиции.

Сердечно благодарю тех, кто добровольно, по зову сердца, приносит в наш музей предметы, которые помогут нам сохранить в памяти следующих поколений то, что ушло или уходит в прошлое. Эти люди не требует благодарности, а радуются тому, что смогли оказать маленькую поддержку нашему музею, значит и школе. Когда их становится много - меняется качество нашей работы, - мы можем больше влиять на гармоничное развитие юного поколения. А главные добровольцы – это наши ученики. Именно благодаря их полученным впечатлениям от посещения нашего музея, которыми они поделились у себя дома, у родителей возникает желание внести свою, хоть маленькую, долю в это важное и нужное дело. Главное - эти люди неравнодушны к тому, что происходит вокруг. Уважаем каждого, кто готов внести свою лепту в развитие музея, ценим каждый поступок, направленный на улучшение содержания работы Галереи культуры мира и нашей школы № 1186 имени героя-патриота Мусы Джалиля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.