Образовательные стандарты

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Что является отличительной особенностью нового образовательного стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью не наполнение ученика знаниями, умениями и навыками, а развитие личности учащегося через его деятельность. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Кроме того, в реализации новых стандартов предусмотрена программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, а также проектная деятельность (с 1-го класса) и защита учащимися индивидуальных проектов (5-9 классы).

При введении ФГОС в школе вводится новая система оценивания, которая остаётся как и раньше пятибалльной, но основана на самооценке учащегося и критериальном оценивании.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и овладение межпредметными понятиями.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты формулируются в терминах:

- «выпускник научится…», что является группой обязательных требований. Не достигнув уровня этих требований обучающийся не может продолжить обучение на следующей ступени образования;

- «выпускник получит возможность научиться …», что является группой необязательных требований повышенного уровня. Недостижение уровня этих требований обучающимся не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)